10 депрессивных книг
1. Хантер Томпсон — "Царство страха"
Хантер С. Томпсон, крестный отец Гонзо и главный летописец Американского кошмара, берется разобраться в теме, взяться за которую побоялся бы любой - в теме самого себя.
В "Царстве страха", его долгожданных мемуарах, Добряк Доктор окидывает взглядом прошедшие несколько десятилетий существования "на полную катушку". Это безумная история о гигантских дикобразах, девушках, оружии, взрывчатке и мотоциклах. Воспоминания о беспутном детстве в Луисвилле, о битве за пост шерифа в Аспене и о случайной попытке убить Джека Николсона. Злобная, яростная и захватывающая - впервые перед вами полная история этого "дитя Американского века", рассказанная своими словами.
2. Иэн Бэнкс — "Улица отчаяния"
«Два дня назад я решил покончить с собой» — на такой «оптимистической» ноте начинается очередная трагикомедия знаменитого шотландца, хронологически прихотливое жизнеописание бывшего рок-идола, успевшего к тридцати годам достичь вершин славы и уйти в глухое подполье. И это действительно только начало... Как и в «Осиной Фабрике», изобретательность и оригинальность Бэнкса поражает.
3. Легс Макнил, Джиллиан Маккейн — "Прошу, убей меня!"
"Прошу, убей меня" - первая подлинная история самого нигилистичного из всех поп-движений, всеобъемлющий отчёт о разнузданной и взрывной "эре панка" устами непосредственных участников, начиная со времён расцвета Фабрики Энди Уорхола в шестидесятые и до агонии в тисках "корпоративного рока" восьмидесятых. Лу Рид, Игги Поп, Дэвид Йохансен, Ди Ди Рамон, Нико, Патти Смит, Ричард Хелл, Малькольм Макларен и множество других культовых фигур панк-поколения говорят со страниц этой откровенной и шокирующей книги - фактически "документального романа" по формуле "секс, наркотики, рок-н-ролл".
4. Ник Хорнби — "Долгое падение"
Смешной, грустный и глубоко трогательный роман "Долгое падение" задает нам важные вопросы: о жизни и смерти, о незнакомцах и дружбе, о любви и боли, а также о том, сможет ли каждый из четырех неудачников разглядеть себя сквозь долгую, темную ночь души.
"В новогоднюю ночь на крышу лондонской многоэтажки с вполне определенными намерениями вылезает телеведущий Мартин Шарп, чья карьера бесславно закончилась. Он уже почти прыгнул, но тут на крыше возникает 51-летняя Морин. Следующая - Джесс, безбашенная девица, потерявшая бойфренда. В хвост пристраивается Джей-Джей - неудачник рок-музыкант, а ныне разносчик пиццы. Дальше, застигнутые за таким интимным занятием, как самоубийство, они настолько смущаются, что откладывают мероприятие и принимаются "оправдываться", - так и начинается их 400-страничный "путь вниз".
- Афиша
5. Ирвин Уэлш — "Клей"
Ирвин Уэлш - ключевая фигура английской "антилитературы". Его роман "На игле", "выстреливший" в начале девяностых и мгновенно ставший культовым, повествовал о тех, кто вплотную приблизился к бездне, открывающейся за социальным отчуждением и героиновой зависимостью. Проза Уэлша - один из тех редких случаев в серьезной литературе, когда разговоры о жанре, направлении, идеологии и подтекстах почти никак не влияют на прочтение. Это пример чисто экзистенциального письма, прямая трансляция происходящего. Недаром сам Уэлш как-то сказал, что его книги рассчитаны на эмоциональное, а не на интеллектуальное восприятие.
Прежде чем выпустить в 2004 году "Порно" - продолжение его нашумевшего дебюта "На игле", - знаменитый разоблачитель "героинового шика" Ирвин Уэлш написал "Клей". Клей - это не только связующее желеобразное вещество, вываренное из остатков костей животных; четырехполосный роман воспитания, доподлинный эпос гопников и футбольных фанатов, трогательная история о любви и дружбе.
6. Тони Дэвидсон — "Культура шрамов"
Тони Дэвидсон (р. 1965) - один из самых неоднозначных и провокационных современных писателей Шотландии. Роман "Культура шрамов" (Scar Culture, 1999) - дебют Дэвидсона в литературе - сразу же был признан критиками лучшей книгой года. Дэвидсон блестяще изображает больной мир и его влияние на души людей.
"Учетной записью чистого зла" была названа эта книга газетой "Дэйли телеграф". Но прежде чем лечить болезнь, нужно поставить диагноз, что Дэвидсон и пытается сделать в своем романе.
7. Анна Гавальда — "Я ее любил. Я его любила"
Анна Гавальда - ярчайшая "звезда французской словесности", чей успех в ряде стран уже затмил пресловутый "Код да Винчи". Ее называют "литературным феноменом", "нежным Уэльбеком" и "новой Франсуазой Саган". Ее книги, покорившие миллионы читателей по всему миру, отмечены целым созвездием литературных премий, переводятся на десятки языков, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.
Роман "Я ее любил. Я его любила" - пронзительно грустная и красивая книга о любви, раскрывающая самые острые и потаенные грани этого прекрасного и загадочного чувства. Книга, в "фирменном" авторском стиле сочетающая внешнюю простоту с внутренней глубиной, тонкий психологизм с безукоризненной точностью каждого слова.
8. Лорен Оливер — "Делириум"
Недалекое будущее. Мир, в котором запрещена любовь, потому что любовь — болезнь, опаснейшая амор делириа, и человеку, нарушившему запрет, грозит жестокое наказание. Посему любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, обязан пройти процедуру освобождения от памяти прошлого, несущего в себе микробы болезни.
"Делириум" — история Лины, девушки, которой до процедуры остается несколько месяцев. И она наверняка повторила бы судьбу большинства законопослушных граждан, если бы не встретила человека, резко изменившего ее взгляд на окружающий мир.
9. Кадзуо Исигуро — "Не отпускай меня"
От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за "Остаток дня" - самый поразительный английский роман 2005 года.
Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы.
Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью".
10. Милан Кундера — "Невыносимая легкость бытия"
"Невыносимая легкость бытия" (1984) - самый знаменитый роман Милана Кундеры, которым зачитываются все новые и новые поколения читателей, открывающие для себя вершины литературы XX века.